Саркофаги Древнего ...
 
Уведомления
Очистить все

Саркофаги Древнего Египта как произведения искусства

Страница 3 / 3

HODOR
(@hodor)
Reputable Member Customer
Присоединился: 4 года назад
Сообщения: 258
Topic starter  

К сожалению, ничего нового. А, может быть, к счастью. На полях форума идет сражение между сторонниками искусства и его опровергателями. Все как у Достоевского: «… красота есть не только страшная, но и таинственная вещь. Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Надо отметить, что здесь не может быть компромисса. Нет точек соприкосновения между теми, кто в творениях древних мастеров, которые не могли быть выполнены без приложения интеллектуального и духовного потенциала, видят произведения искусства, и теми, кто в пирамидах видят терриконы строительного мусора, а в саркофагах – коробки для кирпичей.
Единственное, что вдохновляет, это бесплодность опровергателей. Их идеи гаснут и умирают, не дав никаких всходов. Время все ставит на свои места.


ОтветитьЦитата
Bobr
 Bobr
(@bobr)
Eminent Member Customer
Присоединился: 10 месяцев назад
Сообщения: 27
 

. А, ведь, вывод прост.

Если объяснять с техногенной точки зрения - вибрационной, например, - то разрушения и бардак можно понять как результат работы технического устройства, вибрацией вызвавшего обрушение потолка и стен.


ОтветитьЦитата
HODOR
(@hodor)
Reputable Member Customer
Присоединился: 4 года назад
Сообщения: 258
Topic starter  

Рассматривая саркофаги как произведения искусства, мы не только пытаемся понять их смысл, но и оценить их с позиций эстетики. Мы уже говорили о параллелях между супрематизмом и древними саркофагами. Параллелях эстетических, так как супрематические картины рассматривались как первый шаг «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы. Это же можно отнести и к саркофагу Сехемхета, как элемента картины с образом кристалла правильной геометрической формы в окружении природного хаоса.
Такое понимание эстетики ведет нас в современность. В последнее время по всему миру появляются столбы (монолиты), тайна которых еще не раскрыта.

Мы рассматриваем это как доказательство существования в современном мире художников осваивающих эстетику, похожую на эстетику древних. Корни такой эстетики достаточно глубокие. Достаточно вспомнить фильм Стэнли Кубрика «Космическая одиссея».


ОтветитьЦитата
Наталья
(@aa)
Участник Admin
Присоединился: 10 лет назад
Сообщения: 1913
 

В свете последних событий по изучению пирамиды Сехемхета участниками экспедиций ЛАИ необходимо внести поправки в рассуждения автора.
1. На саркофаге лежат не цветы, а обугленные ветки некоего кустарника. Ароматерапия тут вряд ли проводилась.
2. Саркофаг либо недоделан, либо сделан халтуршиком.
Сам по себе алебастр выглядит нарядно , но:
Плоскости гуляют, отделка черновая, множество следов пиления и обстукивания.
Внутренние поверхности с огрехами в виде следов сверления. На правой внутренней стенке трещины.
Так что эстетика их не особо волновала.
Скорее, по-быстрому сделали контейнер с герметичной крышкой для хранения чего то.

"Разница между чудом и фактом точно равняется разнице между русалкой и тюленем" М. Твен


ОтветитьЦитата
HODOR
(@hodor)
Reputable Member Customer
Присоединился: 4 года назад
Сообщения: 258
Topic starter  

Уважаемая Наталья, спасибо за информацию. Объективная информация всегда позволяет развивать тему в правильном русле, если ее правильно трактовать.

На саркофаге лежат не цветы, а обугленные ветки некоего кустарника. Ароматерапия тут вряд ли проводилась.

Мы в своем сообщении говорили о том, что на саркофаге лежат ветки растений (венок) с предположением о создании запахового фона. А ведь Вы только подтверждаете это предположение. Тлеющие ветки кустарника, испускающие дым, создают определенную призрачность обстановки, а также более сильный ароматический фон, чем просто запах цветов. Запах, видимо, играл важную роль при медитации.
Если найти растение, которому принадлежали обугленные ветки, то современник может получить представление и об их запахе.

Саркофаг либо недоделан, либо сделан халтуршиком.

Мы оценивали роль саркофага, как может, быть основную, определяющую, но все-таки часть интерьера. И художник, учитывающий это, качество отделки саркофага гармонично увязывал с его ролью в создаваемом образе. И мне кажется, что учет расстояния, на которое было рассчитано обозрение, проведен мастерски.
Думаю, что именно с таких позиций необходимо подходить к произведениям искусства. Тем более что очень поздно вносить исправления по просьбе зрителей.


ОтветитьЦитата
HODOR
(@hodor)
Reputable Member Customer
Присоединился: 4 года назад
Сообщения: 258
Topic starter  

Сам по себе алебастр выглядит нарядно , но:
Плоскости гуляют, отделка черновая, множество следов пиления и обстукивания.
Внутренние поверхности с огрехами в виде следов сверления. На правой внутренней стенке трещины.
Так что эстетика их не особо волновала.

Опять же, подойдем к вопросу с позиций эстетики, художника. Живописец наносит мазок на холст, оценивая его роль в общей композиции картины, которая понятна только при рассмотрении с необходимого расстояния. А, если, посмотреть на этот мазок с близкого расстояния, сравнимого с размерами этого мазка? И с этой позиции начать критиковать?
Не такую ли критику саркофага мы сейчас наблюдаем?
Я придерживаюсь идеи о гармоничности древнеегипетского искусства. В самом простом понимании гармоничность – это соответствие. И, если, саркофаг выполняет свою роль как элемент композиции, которая рассчитана на восприятие с определенного расстояния, то и качество его обработки соответствует поставленной задачи. Ни больше, ни меньше.
С другой стороны мы рассматриваем саркофаг как объект, в пропорциях (размерах) которого зашифрована геометрическая идея. Если мастер убежден, что он все сделал для этого, а значит достаточно данных для расшифровки, то он считает свою работу законченной. Может быть, это относиться и к саркофагу Сехемхета.
Можно приводить много примеров по качеству выполнения саркофагов (Серапеум). Они только подкрепляют идею о гармоническом подходе мастеров к своим творениям.


ОтветитьЦитата
HODOR
(@hodor)
Reputable Member Customer
Присоединился: 4 года назад
Сообщения: 258
Topic starter  

Приведем полный вид саркофага Сехемхета без закрывающих его предметов. Совершенно очевидно, что нижняя часть саркофага, которая была скрыта от взгляда, совершенно не обработана. И не потому, что это халтура, а монолит, из которого выполнялся саркофаг, имел эти изъяны, а значит, в итоге предполагался именно такой вид изделия. Таким образом, мы можем сделать вывод, что мастера не преследовали цель выполнить идеально отшлифованное изделие. Саркофаг выполнял в композиции свою функцию только как ее часть, и эта часть была представлена в задуманном виде.
Еще более характерным является внутренний вид саркофага. На стенках видны следы сверления, как результат неточности изготовления. Это можно понять, учитывая несовершенство технологии изготовления и сложность выполнения полости в продольном направлении, что делает дополнительную стесненность условий проведения работ. Однако эти следы брака оставлены на поверхности стенок, не убраны, что потребовало бы расширения полости. Это может говорить о том, что размеры полости заданы и для решения этой задачи качеством обработки стенок пренебрегли. Таким образом, можно сделать вывод, что внутренняя полость саркофага выполнена по проектным размерам, определяющим ее геометрию. Конечно, доказать это можно при наличии размеров.
Но напрашивается вывод о том, что древнеегипетские мастера подходили к своей работе творчески. И вкладывали в нее умственный смысл, что в применении к саркофагам выражается через гармонические пропорции геометрических размеров.


ОтветитьЦитата
HODOR
(@hodor)
Reputable Member Customer
Присоединился: 4 года назад
Сообщения: 258
Topic starter  

Если найти растение, которому принадлежали обугленные ветки, то современник может получить представление и об их запахе.

Привожу уточнение. М. З. Гонейм провел такую работу, о чем он сообщает в своей книге.
«Я осторожно отделил небольшие частицы обуглившегося погребального венка и послал их госпоже В. Лоран Тэкхолм для предварительного анализа. Судя по первым полученным результатам, растение относится к виду ferula из Ливии. Этот ароматный кустарник ввозили в древний Египет из-за его смолы. Самое растение, по-видимому, принадлежит к семейству asafoetida.»


ОтветитьЦитата
Страница 3 / 3
Поделиться: